Правила игры в 1000 в карты
Карточная дисциплина Тысяча известна с середины XX века. Она популярна в странах бывшего СССР. Тысяча является игрой из семейства преферанса — на взятки. Другие родственные карточные дисциплины: Деберц, Марьяж, Кинг, Расписной покер. В этом материале можно прочитать полные правила игры в Тысячу в карты для двух, трех и четырех участников.
Терминология и обозначения карт
Победитель партии — игрок, набравший первым 1000 очков. При приближении к этой отметке начинают работать особые правила, усложняющие задачу. Поэтому количество раздач (конов) не ограничено. Одна партия может продолжаться до 4-6 часов.
В Тысяче используется урезанная 24-карточная колода без джокеров. Исключены мелкие номиналы от двойки до восьмерки.
Десятка — вторая по силе карта в масти. Она старше короля и младше туза.
Четыре стандартных масти являются равноправными. Каждая может быть назначена козырем. Старшинство мастей важно при начислении баллов.
Ранг номиналов по убыванию: A, 10, K, Q, J, 9. Ценность в баллах указана в таблице.
Номинал | Очки |
---|---|
Туз | 11 |
Десять | 10 |
Король | 4 |
Дама | 3 |
Валет | 2 |
Девятка | 0 |
В каждом ходу соперники выкладывают на стол по карте. Побеждает старшая по рангу в масти или козырная. Победителю хода плюсуются баллы всех трех карт, лежащих на столе.
Правила игры в 1000 в карты базируются на преферансе. Некоторая терминология, общая для обеих дисциплин:
- Прикуп — несколько карт, лежащие отдельно. В Тысяче их три.
- Торговля — борьба соперников за прикуп, за возможность назначить козырь и право начального хода.
- Марьяж — король + дама одной масти.
- Заявка — произнесение вслух очков, которые предполагается получить.
- Пас — заявка, означающая выход из торговли, признание неспособности набрать сколько-то баллов.
- Заказ (или контракт) — результат торговли. Победитель обязуется набрать определенное количество очков в одной раздаче.
- Взятка — карты противников, побитые своей старшей. Их забирают себе.
- Играющий — тот, кто победил в торгах. Он должен выполнять свой заказ.
- Вистующий — участник, выбывший из торговли. Он должен не дать выполнить заявку играющему.
- «Бочка» — ситуация набора 880 очков одним из соперников. Она требует выигрыша 120 за один раз в следующей раздаче.
- Снос — сбрасывание или передача ненужных карт оппонентам.
- Бланк — единственная в масти.
Общие правила игры в 1000
Как играть в Тысячу в карты, известно с 50-х годов XX века. Всего регламентировано более 50 ситуаций. Несмотря на разнообразие правил, основные из них остаются неизменными, а дополнительные совпадают на 80% во всех странах и регионах. Эксперты редакции никогда не встречали каких-то новых, неклассических правил и в компаниях, и на игровых сайтах.
Цель игры в тысячу
По ходу партии игроки набирают очки. Их подсчитывают и суммируют в конце каждой раздачи. Конечная цель — набрать 1000 баллов либо больше (1001, 1005) по договоренности в компании.
Победитель в партии не всегда один, особенно в версии на четырех человек. Выиграть деньги может участник, занявший второе или даже третье место.
Существует несколько способов распределения призового фонда. Конкретный вариант необходимо оговорить до начала игры.
Промежуточная цель в партии — набор 880 очков. Про эту ситуацию говорят: «игрок на бочке». Достичь 1000 теперь требуется за одну раздачу. В отдельной партии обычно бывает 5-7 попыток разных игроков «запрыгнуть с бочки на 1000».
Главная роль при наборе баллов принадлежит марьяжам. Их стоимость: 100 — червовый, 80 — бубновый, 60 — трефовый, 40 — пиковый.
Сдача карт
Сначала будут описаны правила для трех игроков. Для двух и четырех — в конце обзора.
Обязанность сдавать в первом кону определяется жребием. Далее дилером становится каждый соперник по очереди — по ходу движения часовой стрелки.
После тасовки обязателен сдвиг (срезка, подсъем) колоды. Это делает игрок, находящийся справа от сдающего. Обычно оговаривается, что в каждой части колоды должно остаться не менее трех карт.
Во многих компаниях действует особое правило — просмотр нижней карты колоды подснимающим игроком. Если там оказалась девятка (или валет), срезка происходит заново. В случае троекратного повторения ситуации сдающий получает штраф 120. Это правило не позволяет игрокам расслабляться.
После подсъема происходит сдача по одной карте. В результате у трех участников оказывается по семь карт, а три лежат закрытыми в середине стола. Это и есть прикуп.
В 1000 есть еще одно «карательное» правило: случайное попадание в прикуп карт 1-3 или 21-24 означает штраф 120 для сдающего.
После получения наказания при подсъеме новым дилером может стать следующий игрок. Это правило тоже следует оговаривать отдельно.
Правила торгов
После сдачи карт соперники оценивают силу своих раскладов и подсчитывают, сколько очков они смогли бы взять. Цели победы в торговле: получить прикуп, возможность объявить козырь и сделать первый ход.
Правила карточной игры в 1000 подразумевают «слепую» заявку 100 — обязательство взять 100 очков. Ее делает тот, кто сидит слева от сдающего. Затем остальные участники раздачи или говорят «пас», или повышают заявку до 105. Дальше торги идут с шагом 5. Максимальная заявка — 400. Это сумма баллов во всей колоде (120) плюс стоимость четырех марьяжей.
В офлайне обычно разрешается торговля «скачком» — озвучивание количества очков без соблюдения правила шага.
Торги заканчиваются, когда двое соперников сказали «пас». После этого прикуп забирает игрок, сделавший последнюю значимую заявку. Все три карты должны быть показаны партнерам. Когда прикуп достался игроку со слепой заявкой «100», его открывать не нужно.
Теперь победитель торгов должен отдать по одной карте своим оппонентам. Возможны два варианта договоренности: либо они должны быть показаны, либо разрешен снос втемную.
Стандартное правило относительно торговли: запрещены активные заявки, если игрок ушел в минус. В этом случае он вынужден увеличивать баланс только как вистующий либо при слепой заявке «сто».
Розыгрыш
Перед первым ходом победитель торгов имеет право повысить контракт до 300. Это стоимость червового и бубнового марьяжей (100 и 80) плюс очки всей колоды (120). Возможен и противоположный вариант — предложение соперникам о капитуляции или «росписи», о чем подробнее в разделе «Дополнительные правила».
Участники обязаны класть карту той же масти, с которой был выход. Бить козырем разрешено, когда нужной масти нет.
Нарушение этого правила карается штрафом 120 и лишением возможности активных торгов.
При розыгрыше право хода передается участнику, забравшему взятку. Всего их восемь. Туз является старшей картой, следующая по силе — десятка.
Каждый игрок во время своего хода может заказать козырь. Для этого нужно выполнить два условия:
- Иметь на руках марьяж.
- Забрать хотя бы одну взятку ранее.
Объявления козыря — это выход с короля или дамы. До этого момента игра идет без козырей.
Марьяж не будет засчитан при подсчете очков, если до его открытия у участника не было ни одной взятки.
Текущий козырь может быть переназначен, если у соперника есть король и дама в другой масти.
Подсчет очков
Когда розыгрыш закончен, участники разбирают карты и вручную подсчитывают набранные баллы. В интернете и в приложениях вычислениями занимается алгоритм.
Вся колода — это 120 очков. В каждой масти по 30. Ранжирование марьяжей: червы (100), буби (80), трефы (60), пики (40). Независимо от наличия марьяжей во взятках, короли и дамы все равно учитываются повторно как 4 и 3 очка.
При подсчете происходит округление до 5. Например, 102 — это сотня, а 103 — уже 105. Точно также 6 и 7 очков округляются до 5, а не до десятков.
Есть две важных особенности:
- В случае выполнения контракта играющему записывается его стоимость, даже если заказ перевыполнен.
- Правила округления действуют для вистующих.
При невыполнении контракта играющему записывается в минус вся его стоимость, даже если недополучен всего один балл.
Если у любого игрока в раздаче нет ни одной взятки, ему ставится штрафная пометка — «болт». В таблице он оформляется как прочерк. За три болта выписывается пенальти − 120 пойнтов. После этого штрафные пометки обнуляются.
Когда кто-то из соперников набрал 880 очков («сел на бочку»), болты ему не записываются. Это правило не обязательное — по договоренности.
Когда победитель партии забирает весь банк, вычислений не требуется. Финальный подсчет балансов необходим, когда игроки согласны взаимно учесть свои результаты.
Игра на «бочке»
Эту стадию можно назвать финалом. Для выхода в последний этап нужно набрать 880 очков или больше. Если даже при балансе 870 игрок наберет 320, что возможно при тузовом марьяже, финал придется начинать все равно с 880.
Задача игрока на «бочке» — набрать 120 очков или больше за один кон и стать победителем партии. На это дается три попытки. Начисления положительных баллов на «бочке» не происходит. Начальная заявка в торгах — 120.
Если за три попытки набрать 120 не удалось, игрок «слетает с бочки» со штрафом 120. Это означает откат на баланс 760 баллов. Когда участник партии «слетел с бочки» в третий раз, все результаты обнуляются.
В разных компаниях возможны варианты финальной стадии:
- На «бочке» могут быть два игрока и даже все участники.
- При наборе 880 очков вторым претендентом первый «слетает с бочки».
Возможно оговорить несколько других правил. Например, «бочка» при 900 очках или выигрыш партии при наборе 121 или 125 баллов.
Ограничения
Большинство запретов и ограничений — это дополнительные условия, предмет договоренности. Однако есть постоянные и обязательные правила:
- Игроки должны ходить в масть.
- Бить козырем обязательно, если нужная масть отсутствует.
- Нельзя отказаться от слепой заявки 100 при первом слове в торгах.
- Запрещено делать заявку, превышающую 120 + ценность марьяжа на руках.
Примеры по последнему пункту: если марьяжей нет, то максимум заявки — 120; при единственном младшем пиковом марьяже на руках нельзя заявить больше 160. Это правило контролируется участниками игры при разборе взяток.
Дополнительные правила
Особенность Тысячи — большое количество договоренностей и штрафов. Чтобы не получить лишних убытков, имеет смысл разобраться, как играть в 1000 в карты при дополнительных правилах.
Тузовый марьяж
Так называются четыре туза на руках. Их ценность — 200 очков. Комбинация не часто вводится в офлайне, но есть почти на всех бесплатных игровых сервисах в интернете.
Чтобы объявить тузовый марьяж, нужна хотя бы одна взятка в наличии. Это означает, что когда на руках нет любой десятки, приплюсовать 200 очков не получится.
Пересдача
Правила игры в 1000 дают возможность заменить плохой расклад — полностью пересдать карты. Самые частые ситуации:
- Две девятки в прикупе.
- В прикупе меньше 5 очков.
- У одного игрока на руках все девятки.
- Суммы очков у любого участника меньше 13
Не возбраняется придумать свои правила пересдачи.
Расписывание
Когда участник раздачи понимает, что заказ выполнить не получится, есть возможность предложить соперникам капитуляцию, или «роспись». Это означает, что играющему будет записан минус в размере контракта. Та же сумма начисляется поровну в плюс соперникам.
Обычное ограничение для капитуляции — не больше трех раз за игру. Один из вариантов правил — льготная роспись с записью соперникам в плюс лишь по 60 баллов при любой стоимости контракта.
Самосвал
Это правило означает, что если по ходу партии у игрока записано + 555 или − 555, то текущий результат обнуляется.
Игра втемную
Не глядя в карты, всю партию обычно не играют. Но это можно устроить для повышения азарта. При стандартном формате темную часто заказывает игрок, находящийся в положении аутсайдера.
Механизм такой:
- Нужно дождаться первого слова в торгах и, не открывая своих карт, сделать заявку 120.
- Если соперники пасуют, прикуп не показывается.
- Все баллы, набранные в раздаче, записываются в двойном размере.
Любая следующая заявка в торгах возобновляет их стандартный ход. Не разрешается заказывать темные, если кто-то уже на «бочке».
Участники могут договориться об ограничении таких розыгрышей. Обычно это один или три раза за партию.
Золотой кон
Это своего рода разгон игры — обязательство каждого участника набрать по 120 очков в начале партии, не глядя в свой расклад. Заказ происходит поочередно в трех первых раздачах.
Игра в золотом кону протекает так же, как при объявленной темной. Если никому из участников не удалось выполнить контракт, все отрицательные очки обнуляются. Правило редко используется в офлайне.
Штрафы
Величина пенальти во всех ситуация одинакова − 120 очков. Чаще всего игрок подвергается санкции при накоплении трех штрафных записей (болтов) за ноль взяток в раздачах.
Варианты правил для болта:
- Не записывается участнику, играющему заказ.
- Не применяются к сопернику на «бочке».
Остальные поводы для штрафа:
- Ход не в масть, даже непредумышленный.
- Любая ошибка при сдаче.
- При подсъеме (сдающему) — за девятку или валета снизу колоды три раза подряд.
- За три безуспешных попытки выиграть партию на «бочке».
- При каждой третьей росписи (редкое правило).
Отдельный штраф — это обнуление баланса. Наказание применяется, когда игрок в третий раз «слетел с бочки».
Индивидуальные договоренности
Незнание правил компании может привести к дополнительным убыткам. Ниже список самых опасных ситуаций, которые нужно оговаривать заранее:
- Правила распределения призового фонда.
- Критерий выигрыша партии: набор 1000, 1001 или 1005 очков.
- Все штрафы при сдаче и подсъеме.
- Условия росписи по 60 очков при любом контракте.
- Ситуация «двое на бочке».
- Нюансы правила «самосвал».
- Запрет на активную торговлю, если игрок ушел в минус.
- Возможность открыть марьяж без наличия предыдущей взятки.
Стратегия игры в тысячу
Главный источник прибыли в Тысяче — изучение раскладов. Их гораздо меньше, чем в преферансе. Набраться опыта возможно за несколько дней.
Тысяча — строгая математическая и логическая игра. По своим картам, заявкам оппонентов и их последующим действиям можно с уверенностью 90% определять конкретный расклад. Отсюда следует второй источник выгоды — использование ошибок соперников.
Вместе с тем Тысячу можно считать азартной игрой. Здесь значительно влияние удачи.
В отличие от других преферансных дисциплин, с плохими раскладами в Тысяче всегда будет проигрыш.
Разновидности игры
Большинство сервисов в интернете предлагают игру на троих. В офлайне же популярны разновидности на двоих и на четверых.
Вдвоем. В формате один на один изменения правил следующие:
- Сдается по 10 карт, а не по 7.
- В прикупе 2 карты.
- Оставшиеся 2 штуки не участвуют в раздаче.
- После получения прикупа победитель торгов ничего не отдает оппоненту, а просто убирает ненужные 2 карты из игры — сносит.
Подсчет баллов идет по стандартной схеме. Стадия «бочки» такая же, как в игре для трех человек.
Вчетвером. Это почти то же самое, что и втроем. Сдающий не участвует в раздаче. На свой баланс он записывает очки из прикупа, в том числе за марьяжи.
Для сдающего существуют свои штрафы за плохой прикуп с девятками и валетами. Обычно разрешается доигрыш раздачи вместо любого участника.
Втемную. В этой редкой разновидности Тысячи все заявки величиной 120 делаются не глядя в начальные карты.
501. Это ускоренная версия дисциплины с набором половинного количества очков. Ценность марьяжей пониженная: от 20 до 80.
Игра в Тысячу с компьютером
Правила игры в 1000 в интернете такие же, как офлайне. Существует около 10 сайтов, проводящих бесплатные азартные развлечения. В 1000 играть возможно и против алгоритма, и с людьми. При выборе реальных соперников требуется регистрация.
Большинство игровых сайтов с Тысячей запускаются на мобильных устройствах. К 2024 году создано несколько скачиваемых приложений.