Правила игры в 21 очко
Карточная игра 21 очко была второй по популярности в Советском Союзе после преферанса. В XXI веке она полузабыта. Правила игры в 21 очко в карты совсем не простые. Главная сложность в обилии договоренностей в разных компаниях. Одновременно может использоваться более 10 отклонений от стандартных правил.
Эксперты редакции решили рассказать обо всех особенностях игры 21 очко. Использовался личный опыт, а также множество источников в рунете. Бывалые картежники могут иметь собственное мнение относительно большинства правил.
История появления игры 21 очко
Азартные развлечения с набором 21 очка известны в Европе еще со Средних веков. В России 52-карточные колоды были редкостью. В этом заключалась особенность развития таких дисциплин. Игра шла 36 картами.
История не сохранила момента, когда правила сформировались окончательно. Скорее всего, это произошло в 20-е годы XX века, сразу после Октябрьской революции.
Употребляются два названия: Двадцать одно и Очко.
Игра стала самой популярной в криминальных кругах. Именно с этим связано обилие условий и договоренностей. Каждое такое изменение должно стать ловушкой для новичка, который не понимает как правильно играть в 21 очко в карты.
В интернете Двадцать одно найти сложно — развлечение есть примерно на 3-4 тематических порталах. Когда на ярлыке игры написано «21», то это почти всегда блэкджек — похожая, но другая дисциплина. Ставок на деньги в классическое Двадцать одно в интернете нет.
Базовые правила игры в 21
Игра всегда проходит один на один, без общего куша. Остальные участники, сделав ставки, ждут своей очереди сразиться с банкиром (банкометом). Он является «хозяином» стола, распорядителем игры.
Одно из названий соперника банкомета — понтер.
Цель участников — обыграть банкира. Всего способов сделать это три:
- Набрать очков больше, чем у банкомета, но не превысив 21.
- Вынудить его перебрать — получить 22 или больше.
- Собрать какую-то комбинацию, оплачиваемую мгновенно. Список таких раскладов оговаривается перед началом партии.
Банкир побеждает при равенстве очков. Это принципиальное классическое правило игры в 21.
Банкир должен брать на 16 очков и меньше, а остановиться при 17. Для игроков такого условия нет. Разрешается брать на 17.
Часто банкомет — это организатор карточного вечера, самый состоятельный из участников партии. Также по договоренности играющих банкир может меняться:
- По ходу часовой стрелки, когда партия закончена.
- После обыгрыша банкующего одним из участников.
Второе правило обостряет азарт. У банкомета последнее слово в раздаче, а значит, и преимущество.
Ценность карт в очках представлена в таблице.
Карта | Очки |
---|---|
Туз | 11 |
Король | 4 |
Дама | 3 |
Валет | 2 |
Остальные | По номиналу |
По консервативным классическим правилам туз всегда ценится в 11 очков. Он не может идти за единицу, как в блэкджеке.
Правила карточной игры 21 очко, связанные со сравнением комбинаций и набором, простые. Вопросы у новичков вызывают принципы борьбы с банкиром, а также многочисленные дополнительные договоренности.
Возможно играть по «жестким» правилам — со штрафами, либо «мягким» — дружеским, без наказания за ошибки.
Оптимальное количество участников — от четырех до шести. При восьми и более игроках карт в колоде может не хватить.
Ход игры
В начале карточного вечера оговаривается минимальный куш — сумма, которую может выставить игрок в раздаче. Устанавливаются договоренности — особые виды правил.
Далее определяется, кому быть банкиром. Им часто становится организатор партии. Возможно метать жребий. Нет поочередного права банковать в каждой раздаче.
Затем тот, кому выпал жребий, демонстрирует деньги. Часть из них он кладет на свое место за столом. Эта сумма становится банком. За него борются остальные участники.
В 2024 году удобнее играть фишками из покерного набора.
Обычно понтеры не обязаны объявлять, каким банкроллом они располагают. Однако в постоянных компаниях участники выкладывают определенное количество имеющихся денег на свое место. По классическим правилам понтеры могут в любой момент пополнять свои средства.
Раздача карт
Колоду тасует только банкир. Когда она перемешана, участник справа делает ее подсъем. В каждой пачке должно остаться не менее трех или пяти карт (по договоренности). Способы подсъема: «с руки» или через стол.
Сначала раздается по одной карте слева направо взакрытую. Отказаться от игры после ее получения нельзя. Последнюю карту банкующий кладет себе. На этом этапе никто ставок пока не делает. В первой партии карты могут раздаваться сверху колоды.
Далее участники смотрят первую карту и принимают решение о ставке. Она не может превышать текущих средств банкира. Нередко перед партией устанавливается дополнительное ограничение на максимальный куш. Это нужно, чтобы все соревнующиеся смогли поставить против банкомета.
Можно играть без лимита на максимум. В такой ситуации, если первый участник собирается ставить весь банк, остальные соглашаются либо выступают против.
Сжигание — изъятие из колоды карты, которая выйдет первой.
Когда соперники банкира выставили свой куш, всем раздается по второй карте. Обязательно сжигание нижней. Она кладется сверху колоды, и ее все видят.
Теперь все раздачи партии будут происходить снизу. Это еще одно классическое правило, которое нельзя менять.
Банкир пока ничего не раздает себе дополнительно. У него остается одна закрытая карта. Банкомет выслушивает мнение соперников. Начинается игра против каждого понтера по отдельности. Банкир не делает никаких ставок, а только совершает выплаты или забирает чужие деньги.
Если игрок считает, что у него мало очков, он говорит «еще». В противном случае — «хватит», «себе» или «дальше». Ставка при переборе мгновенно проигрывает.
Когда понтер получил 21 или перебор, он обязан объявить об этом. В таком случае карты игрока забирает банкир, показывает их всем и кладет лицевой стороной вверх на колоду. Комбинация 21 очко понтера остается лежать на столе.
Отбой — это карты, вышедшие из игры.
Места на столе для них нет. По традициям игры в Очко колода всегда располагается в руке банкующего. По ходу партии отбой не разрешается смотреть никому, но его верхняя карта видна всем.
Если у участника нет перебора или 21, он не открывает свою руку — ждет, пока сыграют остальные. Возможен вариант, когда у всех больше баллов, чем нужно.
Когда последний игрок сказал «хватит», банкир начинает набор себе. При этом он не видит комбинаций соперников (кроме 21 очка), но уже знает карты отбоя, если кто-то перебирал. Сдача обычно идет в открытую, что обостряет азарт.
Когда комбинация банкующего сформирована, игроки открывают свои карты. При переборе оплаты ставок соперников пока не происходит. Действуют правила сравнения и выплат:
- Если у банкира 22 очка или больше, то все «выжившие» соперники получают выплату 1 к 1.
- Когда соперник скрыл или не заметил свой перебор, то помимо основного проигрыша, понтер платит штраф в размере куша.
- При равенстве очков побеждает банкир.
- Если у понтера баллов больше, то ему полагается выплата 1 к 1.
- Если по очкам побеждает банкомет, он забирает ставку игрока себе.
Один из вариантов завершения партии — разорение банкира. Когда у него не остается фишек, он может объявить о пополнении банка либо передать свои функции кому-то из оппонентов.
Дополнение: ситуация окончания колоды. Банкомет должен контролировать, остаются ли карты для раздачи. Когда их необходимо перетасовать, это обязательно объявляется для участников. В такой ситуации любой имеет право попросить заменить свою первую карту, если она плохая.
Стук
Если первоначальный банк увеличился в три раза, то возникает ситуация «стук». Однако это происходит только если не вносились новые деньги. Банкир пересчитывает свои средства и объявляет голосом «стук» либо бьет ладонью по столу. Начинается последняя раздача партии.
Во время стука банкир обязан показать свою начальную карту. Тем самым неудачники партии получают дополнительный шанс отыграться. В последней раздаче банкир лишается математического перевеса.
Во время стука у соперников банкира появляется и другое преимущество. Им разрешается играть на одну руку, а также ставить в размере банка. Пример: кто-то получил хорошую начальную карту (десятку или туза), теперь все участники могут пополнить свои средства и собрать единую ставку на сумму банка.
Когда завершающая раздача произошла, в зависимости от договоренности возможны три варианта:
- Банкир объявляет новый банк. Начинается следующая партия.
- Банковать начинает игрок, сидящий слева.
- Новым «хозяином стола» становится участник, победивший прежнего банкира на стуке.
Предварительные договоренности
Дополнений правил бывает до 30. Их нужно определять до начала партии. Ниже представлен список наиболее частых договоренностей. Опытные игроки могли встречать какие-то еще.
Правило шестерки. Оно существует почти во всех компаниях. Его смысл в следующем: когда у понтера первая карта — шестерка, он вправе играть втемную. При этом выдается единственная дополнительная, которую нельзя смотреть. Но шестерка «превращается в туза» — получает ценность в 11 очков.
Другие дополнительные правила игры в 21 очко по договоренности:
- Две начальные карты. Такая версия встречается гораздо реже.
- Туз идет за единицу по усмотрению игрока. Это еще более редкая договоренность.
- Понтер не проигрывает, когда у него и у банкира по 21.
- Разрешено получить не более пяти карт.
- Банкир всегда должен знать, сколько у него денег. Это обязательное правило при «жестком» формате. Если банкир не имеет представления, ему полагается штраф.
- Объявление игроком суммы, с которой он садится за стол.
- Если понтер терпит поражение, то он докладывает на середину стола сумму, которую проиграл, и ждет пока банкир не сыграет со всеми соревнующимися.
- Участник проигрывает в двойном размере при переборе.
- Разрешен добор на 17 очков втемную. В этом случае игрок теряет только начальный куш.
- Возможная остановка набора банкира при 16, реже 15 очках.
- В раздаче на раскладе последнего игрока имеет право поставить любой выбывший участник.
- 17 банкующего старше 21 очков игрока. Это редкое отклонение от стандарта.
- Разрешен обмен информацией между игроками.
- Штраф за неправильный подсъем. Дается игроку, если в одной из пачек менее пяти карт.
- Штраф за необъявленный перебор или 21.
- Штраф за сожженную карту определенного номинала. Его платит банкир.
Суммы штрафов: обычно в размере куша, если фишки уже в игре, в остальных случаях — на минимальную ставку. Прямой платеж другим участникам с разделением суммы, если это необходимо.
Бонусные комбинации
Большой раздел договоренностей — дополнительные комбинации. Все они старше или равны обычным 21. Полный их список следующий:
- «Золотое очко». Это два туза. Засчитываются как нормальные 21 либо бывают старше.
- Натуральное очко. Комбинация из туза и десятки. Старше, чем обычные 21.
- 7-7-7 или 6-7-8. По этим комбинациям часто устанавливаются повышенные выплаты: 2к1 или 3к1. Сравнение с рукой банкира возможно, но происходит не всегда.
- Пять картинок. Очки в этой комбинации не подсчитываются.
Последнее сочетание банкир обязан оплатить сразу. Бонусная комбинация не засчитывается, если у игрока есть хотя бы одна карта от шестерки и старше.
Популярные стратегии игры
Игра Очко похожа на покер. Один из основных способов получить преимущество над соперником — наблюдение за его реакциями. Часто они выдают сильную или слабую руку. Также опытные игроки умеют запоминать все вышедшие карты.
Подсчет карт
В раздаче банкир обязан показывать расклады игроков, по которым случился перебор. При этом колода тасуется по его усмотрению. При большом количестве участников, пока перемешивание не произошло, можно знать наверняка, брать ли в определенной ситуации или не стоит.
Подсчет при использовании 36-карточной колоды проводится с учетом их ценности. Стратегия игры в зависимости от выхода карт очень сложная — в ней более 100 строк. Когда планируется «живая» партия, имеет смысл вывести основные моменты стратегии самостоятельно. Предстоит сделать 10-20 несложных арифметических вычислений.
Где можно поиграть
В 2024 году сайтов, где есть игра в Очко, очень мало. Все ссылки — в начале поисковой выдачи по соответствующему запросу.
Соперничество возможно и с алгоритмом, и с реальными игроками. Ставки на деньги не разрешаются.