Правила игры в кости
В мире существует несколько десятков развлечений с кубиками. Правила игры в кости разнообразны. Есть элементарные, а иногда встречаются такие, что на их изучение нужно потратить несколько часов. В костях успех в основном определяет удача, но, бывает, необходимо построение стратегий. В некоторых играх нужно понимание математики выпадения комбинаций. В этом материале будет рассказано о различных группах игр с кубиками. Информация о дисциплинах казино позволит чаще побеждать, делая лучшие ставки. Узнав правила простых забав, можно интересно провести вечер с друзьями.
История игральных костей
Раскопки показали, что игральные кости появились в разных странах за много веков до нашей эры. Одновременно развивались два вида: четырехгранные в форме тетраэдра и привычные шестигранные. Первые было легче изготовить, используя кости животных, откуда и пошло название игровой принадлежности.
Своего расцвета азартные развлечения с кубиками достигли в Римской империи. Правители вынуждены были издавать специальные законы, регламентирующие игру в кости.
Ближе к Средним векам четырехгранные кости постепенно ушли в прошлое. По всей Европе и дворяне, и простолюдины бросали привычные кубики. Это азартное развлечение было популярнее, чем карты.
В азиатских странах и на Кавказе игральные кубики называют зарами. Ед.ч. — зарик.
Несмотря на популярность в Европе, кости не попали в игорные дома, которые стали появляться с XVII столетия. Официальное признание пришло в начале XX века в США, когда в 1915 году в Лас-Вегасе открылись казино. Первая легальная дисциплина в игорных домах — крэпс (Craps). В XXI веке официального признания добились еще несколько. В казино, в том числе в интернете, возможно сыграть в сик-бо (китайские кости), больше-меньше, дайс — на простое сравнение очков.
Виды игральных костей
В настоящее время в азартных играх в 99% случаев используются шестигранные кости. Почти никогда нет изменения стандартной нумерации границей от 1 до 6.
Пример: четырехгранная кость используется в профессиональном криббедже, определяя очередность ходов.
Встречаются различные символы на гранях. Но ни один из таких наборов не распространен в мире. Подобные кости появляются при создании настольных развлечений с новыми правилами:
- С карточными номиналами и мастями.
- С фэнтези-символикой.
- Со знаками зодиака.
- С бытовыми символами.
Два последних набора популярны при гаданиях.
Многогранные кости чаще всего задействуют в ролевых играх. Они нужны для формирования сценария и выбора возможностей персонажа. Многогранные кости впервые были широко использованы в 1974 году в ролевой настольной игре «Подземелья и драконы».
Суть игры в кости
Сравнение очков соперников в одном броске — самая частая механика. Но примерно в 2/3 развлечений у игроков другие цели. Правила игры в кости возможно разделить на несколько групп.
Принцип выигрыша | Примеры |
---|---|
Сравнение очков в одном броске | Дайс |
Сравнение последовательно набранных очков | Двадцать одно |
Выбросить заданную комбинацию | Сик-бо |
Набор очков в последовательных бросках до установленной суммы | Свинья, Тринадцать |
Набор баллов за пройденные этапы с составлением комбинаций | Покер на костях |
Получить победную комбинацию до момента выпадения проигрышной | Крэпс |
Попадание в очковый диапазон | Сик-бо, Больше-меньше |
Количество используемых кубиков в развлечениях — от одного до шести.
Разновидности и правила игры в кости
Простейший вид забавы — сравнение баллов. Эти развлечения редко имеют особенные названия. Соперники поочередно бросают один, два или три кубика и подсчитывают очки на них. Набравший лучшую сумму побеждает. Дальше пойдет речь об играх с более сложными правилами.
Крэпс
Craps — одна из самых востребованных дисциплин в казино США. Поле с более чем 30 пари предполагает сложные правила игры в кости. Но на деле же нужно использовать единственную ставку. Остальные пари сильно убыточны для пользователя. Полные правила крэпса здесь.
Семерка в крэпсе — наиболее частая комбинация.
Не имеет смысла изучать все 35 ставок. Нужно размещать фишки только на участок поля Pass Line.
Кон в крэпсе состоит из двух этапов. В первом цель игрока — выбросить 7 или 11. Это означает победу и завершение раунда. При выпадении 2, 3 или 12 ставка проигрывает. Продолжения также нет.
Если выброшены любые другие очки, начинается второй этап. Задача участника — получить 4, 5, 6, 8, 9 или 10 баллов, что означает победу. Если же семерка выпала раньше, ставка Pass Line проигрывает.
Чтобы выйти на максимальную отдачу, нужно использовать дополнительную ставку Pass Odds. Она возможна только во втором этапе. Математическое преимущество казино по Pass Odss равно нулю. Дополнительно разрешается выставить от одной до четырех фишек.
Крэпс — одна из настольных дисциплин, дающая наибольшие шансы на успешную сессию в онлайн казино. Ради этого стоит понять, как играть в нее.
Уличный крэпс
Существует несколько «домашних» разновидностей крэпса. Партия по самым простым правилам будет проходить так:
- Жребием определяют, кто из участников ставит на семерку.
- Его соперник выбирает какие-то другие очки.
- Далее идет соревнование, кто быстрее выбросит свою комбинацию.
- Если семерка проиграла, на нее начинает ставить другой участник.
Выплаты за очки 4, 5, 9 и 10 по договоренности могут быть увеличенными. Если ставка делается на выпадение 6 или 8 против 7, то расчеты происходят 1 к 1.
Сик-бо
Sic Bo, также «китайские кости» — вторая по популярности дисциплина казино с кубиками, в том числе и в интернете. Ставки на высокие или низкие суммы очков гарантируют отдачу в 2,78%. Это гораздо лучше, чем в игровых автоматах. В сик-бо используются три кубика.
Поля для ставок большая-маленькая (или высокая-низкая) вынесены отдельно. Нужно угадать сумму. Большая — это от 11 до 18, маленькая — от 4 до 10. Выплата по ставке происходит 1 к 1. При выпадении трех одинаковых граней выигрывает казино.
Похожая ставка с таким же преимуществом заведения — на четную или нечетную сумму. Она предлагается не во всех версиях сик-бо. Остальные ставки сильно убыточны для игрока. По ним преимущество казино превышает 7%.
Тысяча
В этом развлечении, пожалуй, самые сложные правила игры в кости. Они занимают не одну страницу. Поэтому в обзоре имеет смысл рассказать об основах Тысячи.
Цель участника — набрать 1000 очков, бросая пять кубиков. Значащих граней две: пятерка и единичка. Последняя дает 10 очков. Также учитываются три, четыре и пять одинаковых граней. Кроме того, играют стриты от единицы до пятерки и от двойки до шестерки.
Почти такое же развлечение — зонк. В нем используются шесть кубиков.
Примеры подсчета очков:
- Пятерка — минимальная комбинация из 5 очков.
- Две пятерки и единичка дают 20.
- Три двойки — 20 (значение грани умножается на 10)
- Три тройки, пятерка и единичка — составная комбинация, дающая45(3×10+5+10).
- Четыре четверки — 80 (значение грани умножается на 20).
- Малый стрит от единички до пятерки — 150, большой от двойки до шестерки — 250.
В каждом раунде разрешено бросать несколько раз. Если на каких-то костях уже есть комбинация, они откладываются в сторону.
Набор очков не происходит непрерывно. На пути участников есть два вида диапазонов, которые нужно преодолеть за один прыжок — бочки и ямы.
Количество участников — от двух до пяти. Ведется таблица набора очков. Возможно установить до 10 договоренностей.
Покер на костях
В данном развлечении нет сравнения комбинаций, как в карточном покере. Цель участников — выбрасывать на пяти кубиках обязательные сочетания. Каждое имеет стоимость в баллах.
Комбинации записаны в заранее приготовленную таблицу. Ее нужно заполнять последовательно. На получение каждой комбинации дается три броска. По желанию участника любые кубики можно откладывать и делать вторую и третью попытку с оставшимися.
Терминология: триплет — три одинаковых грани.
В таблице максимально возможно 17 комбинаций. Начало набора очков — последовательное выбрасывание какого-то числа единиц, двоек, троек, пятерок или шестерок на пяти кубиках. Это 6 стартовых обязательных заданий. Далее выбрасываются:
- Пара — две одинаковых грани.
- Две пары.
- Триплет.
- Малый стрит — последовательность из четырех граней.
- Большой стрит — то же самое из пяти.
- Чет — все пять четных граней.
- Нечет — все нечетные.
- Шанс — все разные, без образования стрита.
- Фулл хаус.
- Каре.
- Покер — пять одинаковых граней.
По договоренности список возможно сократить. Не установлена стандартная ценность комбинаций в баллах.
Участники могут определять ценность комбинаций самостоятельно. Ориентироваться возможно на следующие примеры:
- Для шести начальных комбинаций номинал грани умножается на 5. Например, в трех бросках получено лишь две пятерки — это 10 очков, а четыре шестерки — 24 балла.
- Для пары, двух пар, триплета, чета, нечета, шанса, фулл хауса и каре нужно просуммировать значения всех граней. Если комбинации не получены, участнику записывается ноль.
- Ценность стритов: малый — 25, большой — 30.
- За покер игрок получает 50.
Перед основным набором баллов обычно бывает квалификационный раунд. Каждый участник должен выбросить триплет. На это дается три броска. Если триплет состоялся, в таблицу записывается плюс, иначе — минус.
Примеры набора очков при квалификации:
- Три тройки — +3.
- Две четверки — –4 (игрок пытался получить зачет на четверках)
При положительном результате квалификации участник получает бонус +50.
В покере на костях принят особенный финальный подсчет очков: выводится среднее арифметическое результатов участников, от каждого отдельного итога оно отнимается.
Варианты покера:
- Усложненный — морские кости или яхта.
- Упрощенный — индийские кости.
Двадцать одно
Это развлечение похоже на карточную игру блэкджек. Цель участника — последовательный набор очков без превышения 21. Количество игроков может быть любым. Возможно использовать единственный кубик, но желательно, чтобы у каждого человека был свой набор из пяти костей. В любом случае за ход выбрасывается лишь одна.
Пример набора очков: 6, 4, 3, 5. В сумме это 18. Теперь нужно принимать решение, бросать ли в пятый раз. 22 очка или больше означают поражение (перебор).
Есть два варианта игры:
- Все против банкира, как в казино. Участники делают разные по величине ставки и получают очковые комбинации. Последним бросает банкир.
- Общий банк. Соперники делают одинаковые взносы и бросают друг за другом. Весь банк достается единственному победителю. В следующем раунде обязанность бросать первым переходит новому игроку слева.
Набор 21 одним кубиком слишком долгий, поэтому можно задействовать два, бросая их вместе. Другой вариант изменения формата — играть до 11.
Игра в 13
Тринадцать — стратегическая игра, требующая понимания математики костей. Используются два кубика. Один из них необычный — с нумерацией граней от 2 до 7.
Игра состоит из нескольких раундов. В каждом возможно набрать от 1 до 5 баллов. Обычно играют до 10. Цель раунда — получить в пяти последовательных бросках сумму, кратную 13. Один балл дается за 13, два — за 26 и т.д.
Каждый участник бросает пять раз. Очки первой и последней попытки засчитываются, как есть. Сумму второго, третьего и четвертого броска разрешается изменять двумя способами:
- Умножать на 2, 3 или 4.
- Делить на эти же числа.
Также результат броска разрешается вычитать из уже имеющейся суммы.
Пример хода раунда: в первом броске случилось 9 очков, во втором — 12. Теперь можно кидать дальше с целью выйти на 26 или 39 либо сказать «делю на 3» и записать себе 1 балл за 13 (9 + 12/3 = 13).
Лжец
Игра похожа на карточную верю-не верю. Количество участников не ограничено. Бросают одновременно пять кубиков. Участвуют комбинации из покера на костях. В начале партии соперники размещают перед собой по три ставки.
Первый игрок перемешивает кубики в непрозрачном стакане, переворачивает его, но не показывает результат остальным. Теперь участник должен объявить вслух, какую комбинацию он якобы получил.
Сосед слева должен поверить, либо возразить: Лжец! Когда обвинение верное, соперник, делавший бросок, отдает проверяющему одну ставку, а другую помещает в центр стола. Если же объявление комбинации было правдивым, то туда же одну из своих ставок кладет проверяющий.
При любых исходах проверки следующий ход будет делать соперник слева. Победитель в развлечении единственный. В финале двое оставшихся участников разыгрывают банк в центре стола.
Тузы
Тузы — игра для любого количества участников. Все делают равные взносы в банк. В начале обычно происходит жеребьевка и рассадка за столом. Все по очереди бросают пять кубиков и занимают места по часовой стрелке в соответствии со старшинством комбинаций покера на костях.
Обладатель лучшего расклада начинает первым. Если выпали тузы (единицы), эти кубики выходят из игры — отправляются в центр стола. Двойки отдаются сопернику слева, а пятерки — участнику справа. Далее первый игрок продолжает, пока у него не останется кубиков. Когда возможности хода уже нет, бросать начинает участник слева.
Процесс продолжается, пока не останется единственный кубик. Побеждает игрок, выбросивший на нем единицу.
Свинья
В этом развлечении самые простые правила игры в кости. Число участников любое. Бросается только один кубик. Цель — первым набрать 100 очков.
Каждый соперник имеет право бросать сколько угодно раз. При этом очки суммируются с набранными ранее. Однако, если выброшена единица, то все предыдущие очки в процессе попытки сгорают, а ход переходит игроку слева.
Другие виды игр
Ранее были описаны развлечения, где использовались только кости. Однако кубики могут быть частью инвентаря наряду с игровым полем, фишками, фигурками и другими предметами. Лучший пример — настольные забавы на прохождение маршрута — гонки. Оказывается, правила некоторых из них стандартизированы:
- Крест и круг — семейство игр-гонок в различных странах. Больше всего известны индийские версии — пачиси и чаупар.
- Монополия — экономическая игра-стратегия с закрепленными правилами. Главное отличие от других «ходилок» — не достижение финиша первым, а разорение конкурентов.
- Гоблинские кости — возможно, самая известная подобная игра после Монополии. Правила также задокументированы.
Еще есть ряд развлечений, где ходят не одной фишкой, а несколькими. Самая популярная игра — нарды. Во Франции существует похожая забава — триктрак.
Другие известные настольные развлечения, в которых у соперников несколько фишек или фигур:
- Шахматы на костях. Здесь удача важнее умения играть. Бросок одного кубика определяет, какую фигуру двигать. Если она заблокирована, игрок обязан пропустить ход.
- Псы и шакалы — реконструкция древнеегипетского развлечения. Сюжет — битва двух армий. Бросок кубиков определяет направление хода и какой фигуркой он будет осуществлен. Игра также известна как «58 лунок».
- Мавари Сеги — старинное японское развлечение, похожее одновременно на шахматы и игру-гонку. На доске несколько фишек. Их ходы определяются броском четырех кубиков.
- Битва костей (Battle of Dice или Cub War). Игровое поле — шахматная доска. По ходу происходит изменение свойств кубиков и взятие фигур противника.
Последнее развлечение уникально тем, что бросаемые кубики сами являются фигурами.